Вышивка

Вышивка

Вышивание – это древнее и широко распространенное рукодельное искусство украшения различных материалов при помощи иглы и нитей.

В качестве основы для вышивки используются самые разные материалы, от грубых: кожа, сукно, войлок, кора деревьев, до самых тонких: кисея, газ, тюль, батист. Для вышивания в счетных техниках используется канва.

Кроме нитей для украшения могут использоваться ленты, жемчуг, бисер, перья, блестки и металлические ленты, монеты, драгоценные камни, волосы и перья. Нити же могут быть шелковыми, хлопчатобумажными, шерстяными.

Вышивка лентами


История вышивания

Истоки вышивания не известны, но самые ранние образцы дошли до наших дней из древнего Египта, железного века Северной Европы и династии Чжоу в Китае. Дошедшие до наших дней китайские вышивки выполнены из шелка и относятся к Периоду Сражающихся Царств (V-III вв. до нашей эры, около 2500 лет назад).

Изначально шитье применялось для соединения кусков материи (кожи), починки и укрепления одежды. Тысячелетиями шитье развивалось и со временем стало использоваться не только по основному назначению, но и для украшения одежды, обуви и предметов быта. Так появилось вышивание. В предметах одежды относящихся к временам великого переселения народов (приблизительно 300-700 гг. н.э.)  и найденных в Швеции, края украшающих лент усилены  смёточными и обратными стежками, плоской гладью, петельным швом и обметочным стежком. Однако не возможно точно определить, являлась ли данная работа декоративной вышивкой или всего лишь использовалась для укрепления швов.

Замечательное постоянство основных стежков, применяемых в вышивании, было особенно отмечено в книге Мари Шутте «Искусство вышивания»: «Поразительным фактом является то, что за все время развития вышивания не произошло изменений в материалах или техниках, которые могут быть сочтены или истолкованы как продвижение от примитивных к поздним, более качественным стадиям. С другой стороны, мы часто находим в ранних работах высокотехничное исполнение и высокие стандарты мастерства, редко встречающиеся в более поздних работах».
В 16 веке, во времена правления Императора Моголов Акбара Великого, его летописец Абу Аль-Фазл ибн Мубарак записал в своем знаменитом труде «Айн-и-Акбари»: «Его величество (Акбар Великий) уделял особое внимание вышивке. С тех самых пор Иранские, Оттоманские и Монгольские предметы одежды, особенно изготовленные из тканей, в изобилии украшались вышивками в техниках Накши, Саади, Чикхан, Ари, Зардози, Васли, Гота и Кохра. Императорские мастерские в городах Лахор, Агра, Фатепур-Сикри и Ахмедабад производили большое количество шедевров ткацкого мастерства, рисунков и узоров, плетения и множества покроев, которые теперь вызывают восторг у многих, даже самых искушенных странников. Вкус к качественным тканям с тех пор стал главным и красота тканей, украшенных вышивками и используемых в празднованиях, не может быть описана никакими словами».

Вышивание было очень значительным искусством в Средневековом исламском мире. Одно из наиболее интересных высказываний о вышивании дошло до нас из тех времен благодаря турецкому путешественнику 17-го века Эвлии Челеби, назвавшему вышивание «искусством двух рук». По причине того, что вышивка в мусульманском обществе была показателем высокого социального статуса, вышивание стало чрезвычайно популярным искусством. В таких городах как Дамаск, Каир, Стамбул, вышивание применялось на платках, форме, флагах, в каллиграфии, на обуви, халатах, туниках, на лошадиной упряжи и домашних тапочках, на ножнах и кошельках, покрывалах и кожаных ремнях. Многие мастера тех времен вышивали золотом и серебром. И многих из таких кустарных производствах трудилось более восьми сотен мастеров.

Искусно вышитые одежды, предметы религиозного культа и домашнего быта были знаком богатства и высокого социального статуса во многих странах, включая Персию, Индию, Китай, Японию, Византию, средневековую Европу. Традиционные народные техники передаются из поколения в поколение в таких различных культурах как Северный Вьетнам, Мексика и Россия. Профессиональные мастерские и цеха появились в средневековой Англии. Изделия, выходившие из этих мастерских, назывались Opus Anglicanum или «Английское шитье» и были известны по всей Европе.

Английское шитье. Золото, шелк


Индустриальная революция

Развитие машинной вышивки до масштабов массового производства происходило в несколько этапов. Самые ранние промышленные способы изготовления вышитых изделий подразумевали использование ткацких станков и артелей женщин, вышивающих по ткани вручную. Такие предприятия появились в Англии в середине 19-го века.

Фабрика по изготовлению вышивок, полностью изготовленных машинным способом, на вышивальных станках, появилась, и начала бурно расти в городе Санкт-Галлен в восточной Швейцарии в конце 19 века.


Классификация

Вышивка может быть классифицирована либо по разновидности стежков, вышитых на лицевой поверхности тканевой основы, называемой канвой, либо по взаимному расположению стежков на канве.

Японское свободное шитье

При свободной вышивке, рисунок переносится на ткань без привязки к рисунку самой ткани. В качестве примера такой вышивки можно привести традиционную китайскую и японскую вышивку и технику вышивания шерстью по холсту или полотну «по индийскому образцу», в которой вышивали занавеси и шторы в конце 17 – начале 18 веков.

Шторы, украшенные вышивкой в свободном стиле


Образцы счетной вышивки создаются выполнением стежков через определенное количество нитей в основной ткани. Счетную вышивку удобнее выполнять на основе с ровным пересечением нитей, такой, как канва для вышивания, аида или специальные хлопковые и льняные ткани, хотя льняные ткани с неровным переплетением нитей также используются вполне успешно.  В качестве примера можно привести вышивку гарусом по канве и некоторые разновидности черной вышивки.

Черное шитье


В вышивке по канве нити продеваются в ячейки ткани, в результате чего получается плотный рисунок, который полностью покрывает основу. Традиционные вышивки по канве, такие как баргелло, относятся к счетной технике вышивания. С 19-го века, канва с напечатанным  или вручную нанесенным рисунком, где рисунок служит цветовой схемой, избавила от необходимости считать нити на ткани. Такая канва позволяет вышивать более сложные рисунки в отличие от геометрических рисунков, свойственных ранним школам вышивания, например Берлинской шерстяной вышивке, особенно популярной в начале 19 века.

При ажурном плетении и вышивке ришелье, ткань основы деформируется или вырезается для того, чтобы создать отверстия, которые затем украшаются вышивкой, часто нитями того же цвета, что и основа. Эти техники являются прародителями кружевного вязания. Если вышивка выполнена белыми нитями на белом льняном или хлопковом полотне, то она называется вышивкой белой гладью.

Вышивка белой гладью


Материалы

Используемые в традиционном вышивании ткани и нити варьируются от места к месту. Шерсть, лен и шелк использовались на протяжении тысячелетий, как для изготовления тканей, так и пряжи. Сегодня для вышивания используются хлопковые нити, нити из вискозы и декоративные нити, а также традиционные шерстяные, льняные и шелковые нити. Для вышивания лентами используют узкие ленты из шелка или органзы,  чаще всего для того, чтобы создать какие-либо растительные мотивы. При вышивании бисером используют бисер, стеклярус, бусы, а в качестве нитей - мононить.

Техники поверхностного вышивания, такие как цепная или тамбурная строчка, вышивка вприкреп, наиболее экономичны и используются при вышивании дорогими нитями. Именно вышивка вприкреп обычно используется для вышивания золотом. Техники вышивки по канве, в которых большое количество нити скрывается на тыльной стороне вышивки, используют больше материалов (нитей), но позволяют получить более прочное и долговечное изделие.

Как в вышивке по канве, так и в вышивке вприкреп, могут быть использованы пяльцы или рамки, для того, чтобы натянуть ткань и гарантировать натяжение нити что, в свою очередь, позволит избежать искажений рисунка. В современной вышивке по канве, просматривается тенденция к стремлению к очень симметричным счетным рисункам из стежков, с узорами, появляющимися из повторения одного или нескольких похожих стежков и разнообразия цветов используемых нитей. В отличие от вышивки по канве, множество форм поверхностной вышивки достигается широким разнообразием различных узоров из стежков, используемых на одном участке вышивки.


Машинная вышивка

Наиболее современные изделия вышиваются на компьютеризированных вышивальных машинах с использованием схем, оцифрованных при помощи специального программного обеспечения. В машинной вышивке различные типы «заполнения» добавляют текстуру и узор конечному изделию. Машинная вышивка используется для нанесения логотипов и монограмм на униформу, сувениры, форму спортивных команд, а также для украшения предметов домашнего быта (полотенец, скатертей, покрывал, наволочек и т.д.), зачастую подражая искусным старинным ручным вышивкам.
 

Теги: